$Четверг, 02.05.2024, 21:41$
ДЮСШ Витязь (Чехов)
Категории каталога
Азбука хоккея [12]
Полезные советы [15]
Планирование [3]
Тактическая подготовка [9]
Теория [5]
Техническая подготовка [6]
Физическая подготовка [5]
Главная » Статьи » Физическая подготовка

Сила
Во время хоккейного матча спортсмены выполняют многочисленные рывки, ускорения, остановки, торможения с последующими быстрыми стартами, броски, ведут силовые единоборства и т. п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц.
Выявлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов.
Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы-разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра — для отталкивания ото льда.
Для хоккеистов важны:
— быстрая сила, проявляющаяся в скоростных движениях при преодолении небольших отягощений;
— взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия;
— абсолютная сила, или предельные силовые возможности спортсмена, позволяющие преодолевать значительное сопротивление (отягощение);
— силовая выносливость, обеспечивающая проявление силовых возможностей длительное время.
Таким образом, в системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.
Возрастная динамика развития силовых возможностей человека неравномерна. Это во многом обусловлено особенностями развития скелета, суставно-связочного аппарата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим созреванием организма. Известно, что абсолютная сила основных мышц непрерывно увеличивается от рождения до 20—30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. При этом у нетренированных детей, как правило, проявляются три возрастных периода ускоренного развития: с 9 до 11 лет, с 13 до 14 и с 16 до 18 лет. Относительная сила, рассчитанная на 1 кг веса тела, достигает своего максимума нередко уже в 13—14-летнем возрасте и окончательно устанавливается на высшем уровне к 16—17 годам. У детей в возрасте 7—11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо, в дальнейшем, с 11 до 16 лет, она развивается весьма интенсивно. То же самое относится к способности расслаблять мышцы. В период с 7 до 11 лет она изменяется незначительно, а к 15—16 годам существенно улучшается.

У детей младшего возраста вначале развиваются главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса: в более поздние сроки — мелкие мышцы. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног.
Сила мышц-разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 8 до 9 лет увеличивается незначительно; под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 9 лет отмечается наибольший прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья, что является хорошей предпосылкой для обучения технике владения клюшкой.
У детей младшего школьного возраста связочно-мышечный аппарат стопы развит слабо; как следствие этого от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных хоккеистов может появиться плоскостопие. Правильно дозированная нагрузка, соответствующие меры профилактики, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, позволяют избежать этого негативного явления.
Связочный аппарат верхних конечностей развит также недостаточно, поэтому у юных хоккеистов довольно часто происходит повреждение связок, особенно если они играют слишком большой и тяжелой клюшкой.
Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания и после его окончания. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела у 12 -летнего — около 29%, то у подростка 15 лет — около 33%, у юношей 18 лет — около 44% (у высококвалифицированных хоккеистов — около 51%).
Одновременно с увеличением объема мышечной массы возрастает сила мышц и способность их к длительной работе. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными.
Мышцы-сгибатели у подростков развиваются быстрее по отношению к мышцам-разгибателям.
В юношеском возрасте значительно увеличивается мышечная масса. Мышцы у юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. В связи с этим в данном возрасте целесообразно увеличивать объем силовой работы и величину отягощений.

Исследования С. Е. Дерябина (1982) показали, что возрастная динамика силы различных мышечных групп у хоккеистов в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет в основном не отличается от зарегистрированной многими авторами у школьников, не занимающихся спортом. Имеются лишь незначительные различия, которые обусловлены тем, что занятия хоккеем накладывают определенный отпечаток на организм занимающихся, вызывая в нем определенные морфологические и функциональные изменения. Так, наибольший прирост как абсолютных, так и относительных показателей становой силы у хоккеистов отмечался в возрасте с 11 до 12 лет. Надо сказать, что величины становой силы у 12-летних хоккеистов превышали аналогичные показатели, зарегистрированные у легкоатлетов, пловцов, баскетболистов, футболистов и гимнастов того же возраста (В. П. Филин, 1974).
Высокий уровень развития мышц спины у 12-летних спортсменов можно объяснить тем, что при беге на коньках в посадке хоккеиста мышцы-разгибатели спины несут значительную нагрузку. Объем же катания, выполняемый хоккеистами к возрасту 12 лет, является достаточно большим, что и сказывается на увеличении становой силы.
С возрастом темпы прироста абсолютной становой силы снижаются. Вместе с тем следует отметить, что относительная величина становой силы у некоторых хоккеистов 13—18 лет даже несколько ниже, чем у 12-летних. Поэтому целесообразно увеличивать объем упражнений для развития силы мышц-разгибателей спины, так как они во многом определяют правильную технику катания на коньках и владения клюшкой.
Абсолютная сила мышц-сгибателей кисти у хоккеистов увеличивается неравномерно в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет. Наибольший прирост ее отмечался с 12 до 13 лет, особенно с 14 до 15 лет, а наименьший — с 16 до 18 лет. Относительная сила мышц-сгибателей кисти постепенно увеличивается до 15—16 лет, а затем несколько снижается.
Относительная сила мышц рук, определяемая в тесте как «подтягивание на перекладине», постепенно возрастает только до 14 лет.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса с возрастом имеет тенденцию к увеличению, однако прирост мри этом не существенный.

Сравнительный анализ силы 10 основных мышечных групп, проведенный Ю.В.Королевым с сотр. (1971) у высококвалифицированных хоккеистов, спортсменов молодежных и юношеских команд, показал следующее.
Преимущество в силе у взрослых хоккеистов отмечено во всех изученных группах мышц.
Особенно большое различие между взрослыми хоккеистами и юношами отмечено в силе мышц-сгибателей бедра, плеча и стопы. Различие в силе мышц-разгибателей несколько меньше, но все же довольно значительное.
В период с 16 до 18 лет у хоккеистов более всего увеличивается сила следующих групп мышц: сгибателей и разгибателей плеча, разгибателей предплечья, сгибателей бедра, разгибателей голени, а также разгибателей туловища.
В возрастной период с 18 до 25 лет у хоккеистов также отмечается значительный прирост силы основных мышечных групп, за исключением мышц-разгибателей: плеча, голени и туловища, сила которых увеличивалась в меньшей степени.
Характеризуя возрастную динамику силовых способностей, отметим, что в период полового созревания (12—16 лет) сила мышц во многом определяется биологическим возрастом, который при дозировании нагрузок силовой направленности необходимо учитывать.
Методика развития силы. Среди факторов, лимитирующих силовые возможности, выделяют: внутримышечную координацию (она характеризуется силой и частотой эффекторной импульсации из ЦНС к работающей мышце); межмышечную координацию (главным образом между мышцами-синергистами и антагонистами), собственную реактивность мышц (она зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения); биомеханический фактор (зависит от рычага приложения силы и определяется углом в рабочем суставе).
Для того чтобы развить силу, необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений (напряжений).
При силовой подготовке хоккеистов используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные упражнения, упражнения с преодолением собственного веса тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работу мышц в преодолевающем и уступающем режимах.

На этапе первоначального обучения (в возрасте 8—12 лет) проводится общая силовая подготовка с целью осуществления разностороннего гармоничного развития всех мышечных групп. Силовые упражнения должны содействовать образованию достаточно крепкого «мышечного корсета», укреплять дыхательную мускулатуру, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются особенно медленно.
Основное средство отягощения — собственный вес тела и звеньев тела. Упражнения должны быть динамичными, без существенных статических напряжений.
Наиболее распространенные средства силовой подготовки — общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями 1—2 кг. В силовой подготовке детей 8—10 лет следует шире использовать упражнения в лазанье и перелезании через различные препятствия; упражнения с футбольными, баскетбольными мячами в положении сидя, лежа на спине и животе; ходьбу на четвереньках; висы, смешанные висы и упоры; подвижные игры и эстафеты с включением указанных выше упражнений.
В возрасте 11 —12 лет можно уже дополнительно использовать упражнения с набивными мячами, гантелями, предметами весом 2—3 кг, утяжеленными клюшками.
Основной метод выполнения упражнений в возрасте 8—12 лет — повторный, однако упражнения выполняются не «до отказа». Не следует применять больших отягощений и тем более максимальных.
При воспитании силовых способностей у детей младшего школьного возраста прежде всего следует избегать больших нагрузок на позвоночник; длительных односторонних напряжений мышц туловища; перенапряжения опорно-связочного аппарата при прыжках, силовых упражнениях; длительных мышечных усилий, связанных с напряжением; волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе. Нужно исключать упражнения с резкими односторонними толчками (силовые приемы на большой скорости, на встречном движении), асимметричным подниманием тяжестей, чрезмерные и длительные нагрузки на опорную поверхность стоп (переноска больших тяжестей, упражнения с весом партнера, катание на коньках с отягощением).

Сила в 8—12 лет воспитывается с помощью использования преимущественно скоростно-силовых динамических упражнений: бега, прыжков, многоскоков, метаний легких предметов на дальность, бросков шайбы.
Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, в гору, по мягкому грунту вдоль берега реки, моря, озера.
На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юных хоккеистов разнообразным силовым упражнениям, которые в дальнейшем можно будет выполнять с гантелями, штангой, эспандерами и другими отягощениями. Надо отметить, что в данном возрасте мышцы больше растут в длину, чем в поперечнике, поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, оказывается малоэффективным, а поэтому нецелесообразно.
Наряду с воспитанием силы у юных хоккеистов развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Мышцы не должны быть напряжены, если они не участвуют в перемещении звеньев тела или в поддерживании его положения.
Большие мастера, как правило, отличаются от новичков и посредственных хоккеистов эффективным чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц, участвующих в выполнении технического приема. Это обеспечивает высокую экономичность в работе.
Освоив навыки произвольного расслабления мышц на начальном этапе обучения, юный хоккеист имеет хорошие перспективы в достижении высоких результатов на этапе спортивного совершенствования.
Значение силовой подготовки хоккеистов в возрасте 13—15 лет постепенно возрастает. Относительный объем общей силовой подготовки остается еще достаточно большим, однако при этом повышается роль разносторонней целенаправленной тренировки тех мышечных групп, которые определяют функциональную топографию силы квалифицированного хоккеиста. В этот период юные хоккеисты должны хорошо освоить технику выполнения всех силовых упражнений, понять смысл и направленность каждого из них.
Структура и содержание силовых упражнений, а также условия, в которых они могут выполняться, постепенно усложняются. Например, к общеразвивающим упражнениям, выполняемым с преодолением тяжести веса собственного тела, добавляются упражнения с преодолением сопротивления партнера или веса тела (акробатические, парные и групповые упражнения), упражнения с эспандерами, резиновыми и пружинными амортизаторами, с утяжеленной клюшкой, с набивными мячами до 3-5 кг, многоскоки. Прыжковые упражнения на опилоч-ной дорожке можно выполнять с дополнительными отягощениями (1—3 кг). Постепенно усложняются полосы препятствий; подвижные и спортивные игры выполняются с набивными мячами, эстафеты — с набивными мячами, с булавами, с предметами.

В тренировку включаются упражнения с небольшими отягощениями, которые выполняются в соответствии с требованиями метода повторных усилий и его разновидностей: динамических усилий и вариативного.
Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений (30—40% от максимального) с предельным числом повторений«до отказа». Этот метод является главным в подготовке юных хоккеистов и служит основой для использования других методов силовой подготовки. Нагрузка при использовании данного метода в большей степени соответствует возрастным особенностям подростков и юношей и задачам их подготовки.
Достаточно большой объем такой работы приводит к функциональной гипертрофии мышц, увеличению в них капиллярной сети и улучшению кровоснабжения и тем самым положительно сказывается на росте силы и силовой выносливости. Применение повторного метода позволяет избирательно «прорабатывать» отдельные мышечные группы, снизить вероятность травматизма и контролировать технику выполнения упражнения, так как темп движений при этом небольшой.
Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10—20%) отягощении. Правда, использование только одного данного метода, особенно в подготовке юношей, не позволяет существенно повысить уровень максимальной силы, так как воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно, однако метод динамических усилий наиболее эффективен для воспитания быстрой силы хоккеиста.
В 16—18 лет по мере увеличения мышечной массы и биологического созревания организма силовая подготовка становится все более специализированной.
Программа специализированной силовой подготовки усложняется. Например, тренировочные занятия включают в себя комплексы различных прыжковых, скоростно-силовых упражнений для развития мышц стопы, голени, бедра, плечевого пояса, предплечья и кисти, спины, живота. Упражнения выполняются в различных сочетаниях и в разной последовательности.
В разносторонней целенаправленной силовой подготовке наряду с такими отягощениями, как вес собственного тела, вес партнера, «блины», гантели, утяжеленные пояса и клюшки, эспандеры, начинают применять штангу.

Используют методы повторных и динамических усилий. Вводятся методы прогрессирующих отягощений, максимальных усилий, изометрический и изокинетический. Начинает практиковаться ударный метод.
При использовании метода повторных усилий величина отягощения может увеличиваться до 70% от максимальной, а при динамическом методе — до 20%. Для воспитания силовой вйносливости эффективен метод повторных усилий с величиной отягощения до 40—45% от максимального.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение упражнений с предельными и околопредельными внешними отягощениями. Величина отягощения составляет, по данным ряда специалистов, от 1 до 5 повторных максимумов (т. е. вес, который спортсмен может поднять от 1 до 5 раз в один подход). Следует отметить, что данный метод используется в подготовке достаточно квалифицированных спортсменов и требует хорошей предварительной подготовленности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата.
При работе с максимальными весами необходимы также соответствующий психологический настрой и хороший функциональный фон. Тренировочные занятия с использованием метода максимальных усилий планируются в начале основной части занятия, в микроцикле — в 1-й или 2-й день после дня отдыха.
Интервалы отдыха при выполнении упражнений с максимальными весами должны быть достаточными для восстановления (обычно до 3— 5 мин между подходами). Паузы отдыха следует заполнять упражнениями на расслабление, а также на растягивание. Однако мышцы, которые непосредственно перед этим нагружались, не должны подвергаться резкому растягиванию.
В подготовке хоккеистов 16—18 лет метод максимальных усилий целесообразно использовать только в базовых мезоциклах подготовительного периода. Не рекомендуется включать работу с максимальными весами хоккеистам после перерыва в занятиях, вызванного болезнями, травмами или другими причинами.
Метод прогрессирующих отягощений позволяет бороться с адаптацией к весу отягощений и предусматривает увеличение веса обычно с 50 до 75, а затем и до 100% от максимального с интервалами отдыха 3—4 мин между подходами.

Ударный метод тренировки, так же как и метод максимальных усилий, применяется в подготовке хоккеистов высокой квалификации. Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего (движущегося) тела (снаряда) иобеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей (например, при прыжках в глубину и быстром выпрыгивании). Применение данного метода позволяет добиться проявления максимальных силовых возможностей спортсмена за короткое время, т. е. совершенствовать взрывную силу. Наибольший эффект достигается при использовании веса тела без дополнительных отягощений при прыжках в глубину с высоты 40— 80 см при приземлении на немного согнутые ноги и быстром выпрыгивании.
Ударный метод, как правило, целесообразно использовать на базовых этапах подготовки и не более 1—2 раз в неделю. За одну тренировку обычно выполняется 2—3 серии по 8—10 прыжков с интервалом отдыха между повторениями около 5 с и между сериями 3—4 мин.
Метод изометрических усилий используется как дополнительное средство в процессе подготовки юных хоккеистов. Он предусматривает выполнение максимальных повторных напряжений длительностью 5—6 с в статических условиях. При этом важно, чтобы исходное положение и суставные углы соответствовали специфическим движениям хоккеистов.
Изокинетический метод силовой тренировки предусматривает выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого усилия по всей амплитуде движения остается неизменной. Это позволяет создать мышечное напряжение и проработать мышцы при различных суставных углах, что очень важно для хоккеиста, так как в игре он выполняет различные технические действия, особенно силовые приемы, в самых разнообразных исходных положениях.
Для тренировки изокинетическим методом используют специальные тренажерные устройства, в основу работы которых положен принцип фрикционного механизма. С помощью таких тренажеров можно выполнять самые разнообразные специфические для хоккея упражнения, в том числе и с клюшкой. Следует подчеркнуть, что силовая тренировка с помощью изокинетического метода позволяет значительно снизить количество травм опорно-двигательного аппарата у хоккеистов.

Большое место в подготовке юных хоккеистов занимает круговая форма организации тренировки. Важную роль играют упражнения, близкие по структуре движений к технике бега на коньках и к технике владения клюшкой, как по внешней форме, так и по внутреннему содержанию, т. е. режиму работы мышц (бег на коньках с утяжеленным поясом, с буксировкой партнеров или отягощений по льду, броски утяжеленной шайбы, работа с утяжеленной клюшкой и т. п.).
Тренировочные задания силовой направленности необходимо сочетать с такими упражнениями на гибкость и расслабление, как семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц. Наиболее приемлемым упражнением после силовой нагрузки является медленный, успокаивающий бег.
В силовой подготовке хоккеистов 8—12 лет тренировочные задания силовой направленности обычно выполняются в течение 10—20 мин, в возрасте 13—15 лет — 25—30 мин, а в 16—18 лет в течение — 40—60 мин.
Такие занятия можно проводить на протяжении всего подготовительного периода, на отдельных этапах соревновательного и в переходном периоде годичного цикла 1—2 раза в неделю для хоккеистов 8—15 лет, а для спортсменов 16—18 лет в отдельных микроциклах подготовительного периода — 2—3 раза в неделю. Силовую тренировку, если она направлена не на воспитание силовой выносливости, следует проводить на фоне достаточно высокой работоспособности организма (т. е. включать силовые упражнения сразу после дня отдыха или разгрузочного дня).
Во время тренировочных занятий, направленных на воспитание силовых способностей, нередко возникают травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее типичные травмы — растяжение (в отдельных случаях разрыв) мышц или связок и деформации межпозвоночных дисков. Чтобы избежать травм, необходимо соблюдать ряд методических требований:
— выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка (отсутствие разминки или ее недостаточная интенсивность и продолжительность, как правило, приводят к травмам);
— большие отягощения допустимы лишь при хорошо восстановившихся мышцах, чему способствуют достаточно продолжительные интервалы отдыха между подходами и сериями;

— при появлении болей в мышцах и суставах следует сразу прекратить выполнение упражнения, вызвавшего боль;
— нужно избегать односторонней неравномерной нагрузки отдельных мышц и мышечных групп;
— при воспитании силы мышц нижних конечностей целесообразно выполнять не только глубокие приседания но и упражнения в полуприседе и в приседе;
— при выполнении приседаний нужно выбирать исходные положения, позволяющие сохранить свободу движения в коленном суставе (ноги должны быть слегка разведены);
— необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.;
— следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник;
— при всех упражнениях с отягощением нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой;
— упражнения с большими весами можно выполнять лишь в том случае, если техника упражнения хорошо освоена с отягощениями малого или среднего веса.
Категория: Физическая подготовка | Добавил: hcvityazkids (12.07.2011)
Просмотров: 8461
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz