$Пятница, 03.05.2024, 04:31$
ДЮСШ Витязь (Чехов)
Категории каталога
Азбука хоккея [12]
Полезные советы [15]
Планирование [3]
Тактическая подготовка [9]
Теория [5]
Техническая подготовка [6]
Физическая подготовка [5]
Главная » Статьи » Физическая подготовка

Скорость
Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовым приемом или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.
Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их техническое мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.
Быстрота движений зависит в большой степени и от энергетических возможностей организма: содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Наибольшее практическое значение для хоккеистов имеет скорость целостных двигательных актов (бег на коньках, ведение, передача и бросок шайбы и т. д.), а не элементарные формы проявления быстроты.
Скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, которая, в свою очередь, определяется длиной ног, силой отталкивания и выносливостью и т. д.
При изучении скоростной подготовленности хоккеистов были выявлены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления: быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому.

Указанные виды скоростных качеств хоккеиста относительно независимы друг от друга. Во время соревнований, как правило, эти качества проявляются комплексно.
Однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств в игровой деятельности, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.
Возрастная динамика скоростных качеств. Скоростные качества человека находятся в тесной взаимосвязи с возрастом. В процессе возрастного развития скоростные возможности повышаются до 20—25 лет, а затем постепенно снижаются. При этом все три элементарные формы быстроты изменяются в более узком возрастном диапазоне, преимущественно до 14—17 лет. Прирост скорости в последующие годы осуществляется за счет повышения силы мышц, увеличения мощности и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движений и т. д.
Исследования многих авторов показали, что латентное время реакции снижается непрерывно до 17, а в отдельных случаях до 20 лет и происходит неравномерно. Наибольшие темпы прироста приходятся на возраст с 7 до 12 лет.
Наивысшей скорость одиночного движения большого числа мышечных групп (в том числе и важных для хоккеистов мышц разгибателей и сгибателей бедра, голени и стопы) бывает в 9—11 и 13—14 лет. Скорость движения у подростков в возрасте 13—14 лет достигает значений, близких к предельным. В возрасте 15—16 лет происходит повышение скорости только при выполнении сложных движений.
Частота (темп) движений в единицу времени больше всего возрастает от 7 до 9 и в 12—13 лет, а после 15—16 лет происходит полная остановка темпов прироста частоты движений.
Таким образом, наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Примерно в эти же годы наибольший естественный прирост наблюдается и в развитии скоро-стносиловых качеств. После 14—15 лет способность к совершенствованию быстроты снижается, и даже целенаправленная тренировка в дальнейшем не приводит к существенным изменениям. Прирост же скорости движения в основном объясняется совершенствованием силы, техники, анаэробных возможностей и т. п.

Методика развития скоростных качеств. Воспитание скоростных качеств у юных хоккеистов представляет собой довольно сложный процесс. Это связано: во-первых, с многофакторной структурой скоростных качеств; во-вторых, с тем, что элементарные формы, определяющие качество быстроты, относительно независимы одна от другой; в-третьих, с особенностями тренировки в хоккее, сочетающей подготовку на льду и вне льда. Все это в значительной мере снижает возможности положительного переноса тренированности с одних упражнений на другие. Развитие скоростных качеств у хоккеистов осуществляется в двух направлениях: 1) при аналитическом воздействии на отдельные факторы, обусловливающие скорость движений; 2) за счет тренировочных упражнений целостного законченного характера.
Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Техника этих упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях.
2. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения.
3. Продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 с.
В связи с тем что перенос тренированности в скоростных упражнениях в большинстве случаев не наблюдается, тренировочные упражнения по своим кинетическим и динамическим характеристикам должны соответствовать соревновательному упражнению.
Основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.
Игровой метод позволяет комплексно развивать скоростные качества хоккеистов. Подвижные и спортивные игры воздействуют на скорость двигательных (простых и сложных) реакций, быстроту движений и быстроту переключений с одних действий на другие.

Соревновательный метод позволяет при высоком эмоциональном подъеме проявлять максимальные скоростные качества, а также стимулирует предельную волевую мобилизацию при наличии повышенного интереса и духа соперничества.
Повторный метод применяется в двух разновидностях: выполнение собственно-скоростных упражнений с предельной или околопредельной скоростью и выполнение скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью.
При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал между упражнениями должен быть таким, чтобы к моменту начала повторения упражнения обеспечить, с одной стороны, восстановление работоспособности вегетативных функций, а с другой — оптимальную возбудимость центральной нервной системы. Интервал между пробеганием отдельных отрезков может быть равен: 100 м — около 8 мин, 30 м — 1,5—2 мин. В интервалах — активный отдых. В паузах выполняются различные упражнения, не требующие больших усилий хоккеистов (ведение шайбы в медленном темпе, броски и т. п.).
Вариативный метод предполагает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях. Конечно, нельзя ограничиваться каким-либо одним методом. Определенного эффекта можно достичь лишь в том случае, если в тренировочном процессе будут использоваться все перечисленные методы в их различном сочетании.
Но кроме разумного чередования различных методов для достижения желаемого эффекта в скоростной подготовке хоккеистов не менее важное значение имеет грамотный набор соответствующих средств. Большинство из них носит комплексный характер, т. е. они оказывают одновременно воздействие на различные виды быстроты. Однако для более эффективного воспитания скоростных качеств иногда целесообразно избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подбирать соответствующие средства.

В качестве примера можно привести упражнения скоростной подготовки, преимущественно развивающие те или иные виды скоростных качеств.
Упражнения для развития быстроты двигательных реакций
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа. Выполняются но звуковому и зрительному сигналам.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по фительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу (поднятая тренером вверх рука) группа выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу (рука в сторону) группа резко останавливается п начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу (рука за головой) группа выполняет поворот на 180° и осуществляет бег спиной вперед в максимальном темпе.
3. Подвижные игры: «День и ночь», «Разведчики и часовые», «Салки-пересалки», «Круговая охота», «Вороны и воробьи» и др.
4. Игрок № 1 движется вперед, выполняя различные приемы: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока № 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера.
5. Передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы. Передавать шайбу партнеру в ноги, под неудобную руку, заставляя его быстро реагировать на передачу. То же с малой шайбой, мячом.
6. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков соперника и быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
7. Упражнения с теннисными мячами у стенки. Игрок № 1 пытается поймать отскочивший от стенки (можно с неровной поверхностью) мяч, брошенный игроком № 2 в стенку из-за спины партнера.
8. Игра в настольный и большой теннис.
9. Игровые упражнения из хоккея.
Упражнения для развития стартовой скорости
1. Пробегание с максимальной скоростью отрезков 5, 10, 15 м с места с шайбой и без шайбы. Бег в гору, бег с отягощениями, бег под уклон, бег по песку, по воде.
2. Те же упражнения, но в единоборствующих парах, тройках.
3. Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.
4. Подвижные игры: «Встречные старты», «Убегай-догоняй», «Старт с преследованием соперника», «По беговой дорожке» и др.
5. Различные виды эстафет на коротких отрезках.
6. Игровые упражнения 1X0, 2X0, 3X0, 2X1, 3X1, выполняемые на максимальной скорости и с догоняющим защитником.
Упражнения для развития дистанционной скорости
1. Бег на 30, 60, 100 м.
2. Бег на 10—30 м с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени.
3. Бег на 10—30 м под уклон с ходу, бег с максимальной частотой движения ног на месте.
4. Многократные пробегания 15—40-метровых отрезков с паузами (1—3 мин) для отдыха.
5. Подвижные игры: «Команда быстроногих» и др.
Упражнения для развития быстроты выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов
1. Упражнения на скорость разгибательного движения ноги при имитации бега на коньках.
2. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ведения шайбы.
3. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ударов и бросков шайбы.
4. То же, но с небольшими отягощениями.
5. Упражнения в быстроте выполнения технического приема игры в целом: ведения, обводки, передачи, броска, удара шайбы.
Упражнения для развития быстроты выполнения рывково-тормозных действий и переключений
1. Различные виды челночного бега 3X9, 5X9 м.
2. Слаломный бег с отягощением и обводкой стоек.
3. Бег по коридору с притормаживанием на его сторонах.
4. Бег с поворотами на 180 и 360°.
5. То же с шайбой.
6. Выполнение игровых упражнений с чередованием различных технических приемов (прием, ведение, обводка, передачи и броски и т. д.).
Упражнения для развития скоростных качеств
1. Различные эстафеты, выполняемые в режимах, обеспечивающих прирост скоростных качеств.
2. Игровые упражнения 1X0, 2X0, 3X0, 2X1, 3X1, 1X1, выполняемые на максимальной скорости во встречном и круговом потоках, с оптимальными интервалами отдыха и с
догоняющими защитниками. Начинать выполнение упражнений следует по заранее обусловленному сигналу.
3. Различные модификации спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), проводимых в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т. е. с чередованием работы максимальной мощности в пределах до 15 с и соответствующих интервалов активного отдыха (1,5—3 мин).
Приведенные выше упражнения далеко не исчерпывают всего арсенала скоростных упражнений, находящихся на вооружении тренеров, работающих с юными хоккеистами. Они даны в качестве примера, чтобы показать их преимущественную направленность на воспитание той или иной формы скоростных способностей юного хоккеиста в целях достижения большего эффекта тренировочного занятия.
В период первоначального обучения (8—10 лет), когда юные хоккеисты еще не в совершенстве овладели техникой катания на коньках, специальным развитием быстроты на льду заниматься не следует. Во время занятий вне льда наряду с решением задач всестороннего развития организма детей с помощью общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, стартов, прыжков, разнообразных эстафет решаются задачи улучшения простой и сложных двигательных реакций.
Вместе с тем юные хоккеисты укрепляют связки суставов, повышают силу мышц, совершенствуют координацию движений. Все это является той базой, на основе которой юные хоккеисты быстрее освоят технику владения коньками и в дальнейшем смогут развивать быстроту непосредственно на льду в специальных игровых хоккейных упражнениях. В занятиях же на льду основное внимание уделяют обучению и совершенствованию техники катания на коньках и техники владения клюшкой. По мере того как хоккеисты освоят в совершенстве тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей.
В возрасте 11 —12 лет объем ледовой подготовки увеличивается, однако значительная доля нагрузки пока приходится на упражнения, выполняемые на земле и в зале. Основными средствами развития быстроты в занятиях вне льда являются подвижные и спортивные игры, построенные на опережении действий партнера, прыжковые упражнения, беговые упражнения, различные эстафеты, в том числе и преодоление полосы препятствий, движения скоростно-силового характера, метания, старты из различных исходных положений, бег с внезапными остановками, изменением скорости и направления движения, ловля и быстрая передача мяча. Значительное место отводится упражнениям для развития быстроты владения клюшкой. Используются: ведение на месте и в движении, передачи, приемы, броски и удары шайбы, мяча, игровые упражнения и игры с мячами для тенниса и хоккея с мячом, а также имитации этих упражнений.

Все упражнения выполняются вначале с умеренной и средней скоростью, а затем, по мере освоения, — с более высокой, постоянно контролируемой, что позволяет избежать скованности юных хоккеистов и способствует планомерному совершенствованию координации движений. Беговые и прыжковые упражнения можно выполнять в облегченных условиях (например, под небольшой уклон). В метаниях могут использоваться отягощения небольшого веса. Подвижные и спортивные игры проводятся на небольших площадках. Подбираются такие игры, эстафеты и полосы препятствий, в которых необходимо выполнять кратковременные, но быстрые движения.
Общеразвивающие средства для развития быстроты применяются и в зимний период на тренировках, проводимых на естественном льду. Во время разминки, перед игрой в раздевалке также целесообразно включать несколько упражнений на быстроту.
В занятиях на льду используются подвижные игры и эстафеты, направленные на развитие быстроты двигательных реакций. В беге на коньках акцент делается на быстроте отталкивания и повышении максимальной частоты движений. Вместе с тем следует применять упражнения для развития быстроты реакций, скорости и частоты движений клюшкой, для чего используются разнообразные игровые упражнения и двусторонние игры с облегченными мячами и шайбами.
В возрасте 13—14 лет рекомендуется развивать быстроту в беге на льду, целенаправленно воздействовать на скорость двигательных реакций, силу и быстроту отталкивания и повышать максимальную частоту движений. По мере освоения различных способов техники бега на коньках и владения клюшкой совершенствуют скорость двигательной реакции, быстроту и частоту движений клюшкой при владении шайбой, быстроту выполнения броска, передачи, приема, обводки и т. п. Аналогичные задачи решаются и летом — при выполнении специальных упражнений хоккеиста.
В 12—14-летнем возрасте быстроту развивают вместе с силой. Время выполнения упражнений повторным методом обычно не превышает 10 с. Паузы отдыха достаточно большие, до полного восстановления.

Упражнения для развития быстроты требуют сосредоточенности и максимальной собранности, поэтому необходимо объяснить детям смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.
В связи с тем что элементарные формы быстроты после 14 лет практически не развиваются, последующая тренировка юных хоккеистов направлена в основном на повышение максимальной скорости. Тем не менее продолжается освоение и сложнокоординационных движений.
Категория: Физическая подготовка | Добавил: hcvityazkids (12.07.2011)
Просмотров: 8305
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz