Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Это сложное качество имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями и двигательными навыками. Под ловкостью понимают способность, во-первых, овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, быстро обучаться и совершенствовать спортивное движение; в-третьих, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В. М. Зациорский (1970) предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно определить эту способность: — координационная сложность двигательных действий. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений, т. е. требованиями к координации движений; — точность движения. Движение будет точным, если его пространственные”, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче; — время освоения. Мерой ловкости может служить и время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или для исправления его. Косвенным показателем ловкости может служить способность к расслаблению мышц, сохранение равновесия, гибкость. Ловкость является и специфическим качеством. Она неодинаково проявляется в разных видах деятельности. Например, представители игровых видов спорта, как правило, проявляют посредственную ловкость в гимнастике, а гимнасты, наоборот, — в играх. Более того, среди хоккеистов нередко встречаются спортсмены, виртуозно работающие клюшкой (хорошая ловкость рук) и посредственно владеющие коньками, и наоборот, умеющие хорошо кататься, но не обладающие ловкостью рук. Важной предпосылкой для развития ловкости является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он усваивает новые формы движений, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям (становится более ловким).
В свою очередь, хорошо развитая ловкость способствует развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается. Возрастная динамика ловкости. Базовые двигательные навыки приобретаются в течение первых пяти лет жизни и составляют около - 30% от всех, которыми обладает взрослый человек. В возрасте от 5 до 12 лет происходит основное развитие нервно-мышечных двигательных навыков, и к концу этого периода человек приобретает до 90% от их общего объема. После 12 лет происходит лишь незначительное увеличение объема нервно-мышечных навыков. В этот период происходит в основном совершенствование более тонкой координации в уже приобретенных движениях. Таким образом, наиболее благоприятным для усвоения движений и заучивания различных технических приемов хоккея является возрастной период до полового созревания. В этом возрасте легко образуются и закрепляются различные рефлексы и формируется рисунок движений. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом периоде юные хоккеисты получили возможно более всестороннюю тренировку в освоении большого числа различных форм и типов движений (в том числе и большого количества технических приемов). Чем больше форм движений человек заучивает в этот период, тем легче ему в дальнейшем научиться тонко координировать и специальные технические действия. Методика развития ловкости. Основной задачей при воспитании ловкости должно быть овладение новыми многообразными двигательными навыками. Юный хоккеист должен непрерывно осваивать новые навыки. Если в течение долгого времени запас движений не будет пополняться, способность к обучению снижается. Упражнения для развития ловкости должны отличаться известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. В процессе воспитания ловкости используются разные методические приемы усложнения координационной структуры привычных упражнений. Это достигается путем: 1) введения необычных исходных положений при стартах, бросках, передачах и т. п.; 2) зеркального выполнения упражнений (например, ведение, передачи, броски шайбы с изменением хвата клюшки; броски мяча левой рукой);
3) изменения скорости и темпа движения; 4) изменения пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение (например, ограничение расстояния замаха и проводки клюшки при бросках шайбы, уменьшение размеров площадки); 5) изменения способа выполнения упражнения; 6) усложнения упражнений посредством добавочных движений (например, прыжок на коньках с дополнительным поворотом перед приземлением, ведение шайбы с дополнительным опусканием на одно или два колена); 7) комбинирования упражнений, в том числе и без предварительной подготовки; 8) изменения противодействия занимающихся в подвижных и спортивных играх, в единоборствах (применение различных тактических схем и комбинаций, проведение игр с различными соперниками); 9) создания непривычных условий выполнения упражнения, а также применения специальных снарядов и устройств. Ловкость — важная предпосылка изучения и совершенствования техники хоккея. Воспитание ловкости у юных хоккеистов должно идти прежде всего по пути обучения широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе-из основной и спортивной гимнастики, акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты), легкой атлетики (различные способы прыжков, метаний), подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с действиями занимающихся (соперников и партнеров). Особая роль при этом отводится подвижным играм (с образным сюжетом, предполагающим комплекс различных действий: бег, прыжки, броски и ловля мячей, преодоление полосы препятствий и т. п.) и спортивным играм, а также эстафетам на местности, связанным с преодолением препятствий и ориентированием. Для наиболее полного и активного проявления хоккеистами ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных условиях. Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в занятия включают постепенно усложняющиеся задания, требующие строгого соблюдения определенных пространственных и временных параметров движений, а также упражнения на расслабление и равновесие.
При совершенствовании пространственной ориентировки у юных хоккеистов нередко более эффективны, чем у взрослых, такие методические приемы, как «смежные задания» (например, одновременное ведение баскетбольного мяча руками и футбольного ногами); «контрастные задания» (например, броски шайбы, мяча в цель с резко различающегося расстояния, скажем с 5 и 10 м); временное выключение зрительного контроля (ведение шайбы с закрытыми глазами, «ласточка» с закрытыми глазами и т. п.). Используются многие упражнения в равновесии: упражнения на гимнастической скамейке и бревне, ходьба по качающемуся бревну, прыжки на подкидном мостике, на батуте, передвижение по канату, подвешенному за два конца, подвижные игры с элементами, требующими удержания равновесия в усложненных условиях опоры, и т. п. Напряжение мышечных групп, которые при выполнении движения должны быть в данный момент расслаблены, ведет к скованности движений. Это отрицательно сказывается на выполнении движения: уменьшаются сила и скорость движения, быстро наступает утомление. Для борьбы с мышечной напряженностью применяются упражнения на расслабление, на растягивание, плавание, массаж, а также выполнение упражнений в состоянии утомления. Утомление заставляет концентрировать усилия лишь в самые необходимые моменты движения. Для совершенствования вестибулярного аппарата, от которого зависит способность поддерживать равновесие, используют упражнения: кувырки, перевороты, кульбиты, наклоны, быстрые вращательные движения головой в различных плоскостях, бег с внезапными остановками и поворотами, бег боком и спиной вперед, ходьба и бег на носках и пятках лезвий коньков, прыжки с поворотами, вращения на одной ноге с остановками в заданной плоскости, в начерченном на полу круге с разметкой и т. п. Упражнения для развития ловкости лучше всего проводить в начале основной части тренировочного занятия. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления. При этом в интервалах целесообразно выполнять упражнения на расслабление (типа потряхиваний, свободных махов и т. д.) и растягивание.
|