$Вторник, 07.05.2024, 00:41$
ДЮСШ Витязь (Чехов)
Категории каталога
Азбука хоккея [12]
Полезные советы [15]
Планирование [3]
Тактическая подготовка [9]
Теория [5]
Техническая подготовка [6]
Физическая подготовка [5]
Главная » Статьи » Теория

Воспитательная работа

Высокие идейно-политические и нравственные качества, присущие многим советским хоккеистам, формируются в том случае, если тренеры в своей повседневной работе с юными хоккеистами обращают внимание на воспитание личности спортсмена.
Воспитательная работа в детско-юношеских спортивных школах включает:
— организацию самодеятельного коллектива учащихся;
— проведение специальной разъяснительной работы о моральном облике советского человека;
— пропаганду славных традиций советского спорта;
— вовлечение юных спортсменов в общественно полезный труд, в том числе и в работу по укреплению материально-спортивной базы;
— привлечение учащихся к организации спортивно-массовой работы в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Воспитательная работа с юными хоккеистами проводится на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и в свободное от тренировок время.
Средствами воспитательного воздействия могут быть политинформация, собрания, беседы, походы, конкурсы, субботники, выставки и т. д.
Воспитательная работа ведется планомерно и круглогодично на основании соответствующего плана, который должен включать следующие разделы: идейно-политическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание и культурно-массовая работа, формирование сплоченного коллектива, воспитание актива, расширение знаний в области спорта, связь с учебными заведениями, семьей, с шефами. План должен быть конкретным и реальным. Его необходимо согласовать с основным планом учебно-тренировочной работы.
Для идейно-политического воспитания юных хоккеистов рекомендуется использовать комсомольские и пионерские собрания, занятия по изучению материалов съезда КПСС и других партийно-правительственных документов; политинформации, беседы и лекции; выпускать стенгазеты, боевые листки и т. д.; привлекать к участию в субботниках, линейках, митингах и т. п.
Решению задач военно-патриотического воспитания могут служить: сдача норм комплекса ГТО, походы по местам боевой славы, военизированные эстафеты, кроссы, посвященные памяти участников Великой Отечественной войны, выпуск боевых листков и стенгазет к знаменательным датам; встречи со спортсменами-ветеранами; организованный просмотр героико-патриотических фильмов.

Трудовое воспитание является одним из главных в формировании личности высококлассного хоккеиста. Практика большого хоккея показывает, что очень много талантливых хоккеистов так и не смогли подняться на хоккейный Олимп или задержались там очень ненадолго только потому, что не хватило характера, трудолюбия. Очень важно, чтобы юные хоккеисты научились не щадить себя как в игре, так и на тренировке.
Задача тренера — научить ребят терпеть боль, продолжать играть, не снижая показателя технико-тактического мастерства в условиях жесткой опеки и единог борств, когда «не хватает кислорода».
У юных хоккеистов необходимо целенаправленно развивать способность выполнять объемную и интенсивную тренировочную работу, т. е. уметь переносить, по выражению А. В. Тарасова (1983), «соленые» тренировки. Тренеру надо формировать у занимающихся навыки к длительной и монотонной работе по совершенствованию технико-тактического мастерства, приучая их к самостоятельной работе на тренировочных занятиях и при выполнении домашних заданий.
В процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер должен следить за успеваемостью и дисциплиной учащихся в общеобразовательной школе, систематически проверять дневники, устанавливать связь с классными руководителями и родителями спортсменов. Большую помощь в этом тренеру может оказать родительский комитет.
При плохой успеваемости или поведении в школе тренер может временно запретить спортсменам посещать тренировки.
Средствами трудового воспитания могут быть: тренировочные занятия и игры, организованные в специальном режиме, общественно полезный труд и самообслуживание, коммунистические субботники, встречи с бригадами коммунистического труда, ветеранами труда и спорта.
Задачи нравственного воспитания юных хоккеистов могут быть решены во время этических бесед, диспутов, на вечерах отдыха, в ходе встреч с замечательными людьми, во время походов по местам боевой, революционной и трудовой славы, при обсуждении книг и статей на темы нравственности, при участии в политических мероприятиях.

Для эстетического воспитания в культурно-массовой работе с юными хоккеистами используются такие мероприятия, как: посещение театров, выставок, музеев и кинотеатров; экскурсии; празднование дней рождения; встречи с писателями, поэтами, журналистами, артистами; вечера, огоньки; конкурсы, игры.
Для успешного воспитания у юных хоккеистов чувства коллективизма и товарищества рекомендуется: изучать взаимоотношения спортсменов в команде; выявлять наличие микрогрупп, лидеров и «отверженных»; искать и находить пути укрепления коллектива. Очень важно правильно распределить общественные обязанности в команде. Поручения могут быть следующие: староста, капитан, его помощники, редколлегия, культорг, политинформатор, член учебной или дисциплинарной комиссии, комсорг, казначей и др. Воспитывая чувство коллективизма и товарищества, тренер должен научить спортсмена требовать с других, но и подчиняться самому, уважать общественное мнение.
У юных хоккеистов необходимо воспитывать и сознательную дисциплину. Данная цель достигается лишь в том случае, если тренер не оставляет без внимания такие моменты, как опоздание, нарушение очередности, невыполнение распоряжений тренера, капитана, дежурного. Если он соблюдает тренерскую этику и дисциплину, он предъявляет единые требования ко всем спортсменам.
От ребят надо добиваться соблюдения правил поведения не только со старшими, но и со своими сверстниками, а также и с теми, кто младше по возрасту, в торжественной обстановке и в повседневной жизни, воспитывать у них такие качества, как вежливость, опрятность и т. д.
Особенно важно на начальных этапах обучения познакомить хоккеистов с тем, как себя вести в условиях тренировочных занятий и игр с тренерами, с партнерами по команде, соперниками, судьями.
Необходимо подчеркнуть, что отмеченные воспитательные мероприятия не всегда будут достигать цели, если в организации жизни и деятельности хоккейной команды, в целом спортивной школы спортсмены сами не будут принимать участия. Юные хоккеисты должны помогать, а в отдельных случаях и сами организовывать соревнования, праздники, вечера, выпускать стенгазеты, распределять дежурства.

Трудно переоценить практику, когда в хоккейном клубе игроки команды мастеров закреплены за командами резерва (как в ЦСКА, московском «Спартаке» и других ведущих хоккейных клубах) и признанные мастера бывают на тренировках, играх своих подопечных, беседуют с ребятами.
Большие возможности в организации воспитательного процесса с юными спортсменами имеют родительский комитет и профсоюзная организация. Тесные контакты между тренерами, учителями, родителями и шефами очень важны для воспитания юных хоккеистов.
В плане воспитательных мероприятий необходимо заранее установить сроки проведения, ответственных лиц из числа тренеров и юных спортсменов.
Для анализа и корректирования планов следует отмечать проведенные мероприятия, вести записи в дневнике тренера.
Тренерам необходимо знать критерии эффективности проводимых форм воспитательной работы. Обычно выделяют 3 критерия эффективности:
интерее, проявляемый юными спортсменами к делу, и удовлетворение от участия в нем;
интеллектуальный и эмоциональный отклик занимающихся (что затронуло в процессе проведения, что осталось, каковы впечатления);
результативность проведенной формы (улучшение дисциплины, взаимоотношений, культура поведения и т. д.).
Категория: Теория | Добавил: hcvityazkids (12.07.2011)
Просмотров: 1861
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz