К текущему относится планирование годичного цикла подготовки. Годичный план подготовки составляется на основании перспективного плана и определяется задачами учебно-тренировочного процесса и календарем соревнований. Построение же подготовки осуществляется с учетом закономерностей становления и развития спортивной формы и в соответствии с периодизацией тренировки, принятой в хоккее. Вместе с тем построение тренировочного процесса связано с циклами школьного учебного года, что находит отражение в планировании тренировочных периодов и этапов, сроки которых так или иначе соотносятся с учебными четвертями и каникулярным временем. Кроме того, структура тренировки юных хоккеистов зависит от наличия естественного льда для проведения занятий. Тренировка юных хоккеистов проводится круглогодично. В подготовке спортсменов младшего возраста периодизация выражена в меньшей степени, чем у спортсменов более старшего возраста. Годичный цикл тренировки принято подразделять на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, а для игроков, не участвующих в официальных соревнованиях, на периоды: предледовый, ледовый и послеледовый. Подготовительный период охватывает отрезок времени от начала занятий в новом годичном цикле (обычно это июль) до первого матча основных соревнований. В ходе подготовительного периода создают предпосылки и осуществляют непосредственное становление спортивной формы. Соревновательный период, в ходе которого сохраняется и совершенствуется высокий уровень тренированности и обеспечивается его реализация, продолжается от первого до последнего матча основных соревнований. Переходный период длится от последней игры основных соревнований до начала подготовки в следующем годичном цикле. В ходе его осуществляется временное угасание (утрата) спортивной формы, восстановление приспособительных возможностей организма и вместе с тем обеспечивается преемственность между двумя годичными циклами. Все 3 периода годичного цикла, в свою очередь, подразделяются на этапы, в ходе которых решаются свои специфические задачи.
Подготовительный период. Продолжительность подготовительного периода у хоккеистов разных возрастных групп бывает различной. У хоккеистов младшего школьного возраста она составляет 4,5—5,5 мес, а у хоккеистов старшего возраста — 2,5—3 мес. Подготовительный период делится на 2 больших этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У хоккеистов младшего школьного возраста общеподготовительный этап, как правило, более продолжителен. Общеподготовительный этап. Главная задача этого этапа — создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется мастерство хоккеистов и их спортивная форма. Физическая подготовка направлена в основном на развитие общей выносливости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, высокий уровень которых способствует лучшему освоению технических и тактических приемов игры. Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление, совершенствование и освоение новых двигательных навыков и технических приемов игры; психическая — на умение продолжать работу в неблагоприятных условиях изменения внутренней среды организма, развитие волевых и моральных качеств, воспитание трудолюбия; теоретическая — на приобретение новых специальных знаний. На общеподготовительном этапе средства общей подготовки преобладают над специальными. Используют” ся подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики, упражнения с клюшкой и шайбой или мячом. Занятия проводятся в зале, на стадионе, в лесу, в парке, в бассейне. Общая динамика тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. К концу общеподготовительного этапа объем тренировочных нагрузок стабилизируется. Специально-подготовительный этап. Основная задача данного этапа — непосредственное становление спортивной формы с помощью средств специальной физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовки и контрольных матчей.
Специальная физическая подготовка направлена на дальнейшее совершенствование скоростно-силовых качеств, повышение скоростной и скоростно-силовой выносливости, поддержание общей выносливости, развитие специальных скоростных качеств, совершенствование ловкости и гибкости. Техническая подготовка решает задачи восстановления, совершенствования и освоения новых технических навыков, реализации в технических приемах достигнутого физического потенциала, повышения и совершенствования индивидуального технического мастерства. Тактическая подготовка направлена на совершенствование индивидуальных действий, групповых взаимодействий и командной тактики, отработку тактических вариантов ведения игры в защите и в нападении, поиск оптимального сочетания пар защитников и троек нападающих. Задачи психологической подготовки: формирование и дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств, связанных с непосредственным участием в соревнованиях (проявление воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях; преодоление неуверенности, боязни: умение действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры). Теоретическая подготовка направлена на приобретение и углубление специальных знаний по всем разделам подготовки. На специально-подготовительном этапе удельный вес средств общей подготовки постепенно уменьшается, а специальной — увеличивается. Тренировочные занятия проводятся как на земле (в зале), так и на льду. Вне льда больше используются специально-подготовительные упражнения. На льду применяются игровые технико-тактические упражнения, двусторонние и контрольные игры. Тренировочные нагрузки на специально-подготовительном этапе характеризуются сначала стабилизацией, а затем снижением объема. Интенсивность же нагрузок возрастает. Снижение объема нагрузок происходит вначале за счет общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент нагрузок.
Изменение интенсивности нагрузок происходит прежде всего за счет повышения удельного веса специально-подготовительных упражнений и двусторонних тренировочных и контрольных игр. Во второй половине этапа постепенно повышается доля тренировочных и контрольных игр. Однако они проводятся как вспомогательные и не должны подменять учебно-тренировочной работы. Соревновательный период. В соревновательном периоде ближайшими задачами являются непосредственная подготовка к матчам и успешное выступление в них, т. е. реализация приобретенной спортивной формы в высокие спортивные результаты. Однако в подготовке юных хоккеистов установка на высшие достижения носит характер отдаленной перспективы, причем чем меньше возраст спортсменов, тем в большей мере должна быть выражена данная установка. В связи с этим в соревновательном периоде наряду и с ближайшими должны решаться в основном перспективные задачи: 1. Изучение, закрепление, совершенствование и повышение вариативности выполнения разнообразных технических приемов. 2. Овладение различными тактическими вариантами ведения игры, приобретение игрового опыта и совершенствование игрового мышления. 3. Дальнейшее повышение уровня физической подготовленности. 4. Совершенствование психической подготовленности. 5. Совершенствование специальных знаний, связанных с выступлением в соревнованиях. Важнейшим средством всей подготовки являются двусторонние игры и игровые упражнения, моделирующие различные игровые ситуации. Все стороны подготовки хоккеистов в этот период особенно сближаются. Однако в отдельные дни микроциклов в соревновательном периоде необходимо включать дополнительные занятия, направленные на поддержание общей физической работоспособности организма с целью устранения монотонности тренировочного процесса, создания эффекта переключения и поддержания положительного эмоционального фона. В специальной психической подготовке хоккеистов особое значение приобретает непосредственная настройка на предстоящие игры, мобилизация на высшие проявления физических сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе игры, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний и умений, способствующих успешному выступлению в соревнованиях. Хоккеисты учатся анализировать выполнение тактических планов на игру, разбирать проведенные игры, распознавать сильные и слабые стороны в игре отдельных команд и излюбленные приемы соперников. В соревновательном периоде, когда его продолжительность велика, целесообразно включать промежуточные мезоциклы. Последние вводятся с целью поддержания общей тренированности на достаточно высоком уровне, снятия перенапряжения, вызванного частым участием в играх. В промежуточных мезоциклах расширяется объем средств общей физической подготовки, изменяются формы проведения занятий, меняется направленность нагрузок. Учебно-тренировочный процесс строится на основании закономерностей, характерных для подготовительного периода. При этом чем больше продолжительность промежуточного мезоцикла, тем в большей степени структура и динамика тренировочных нагрузок сходны с подготовительным периодом. Однако относительный объем специальных средств подготовки выше. Переходный период. К задачам переходного периода относится следующее: 1. Сохранение общей тренированности на достаточно высоком уровне. 2. Обеспечение активного отдыха юных хоккеистов, лечение травм и дальнейшее укрепление здоровья. 3. Устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности. В переходном периоде постепенно снижается объем нагрузок за счет сокращения продолжительности занятий и их количества в неделю. Снижается и интенсивность нагрузок. В то же время в этот период тренировочный процесс не прерывается; должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным макроциклами тренировки. Это позволит начать новый годичный цикл подготовки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка. При наличии льда проводится работа над устранением пробелов в технической и тактической подготовленности. Если же юный хоккеист не получал достаточно нагрузок, мало тренировался в подготовительном периоде, редко выступал в соревнованиях, то тренировка в переходном периоде строится как в подготовительном, т. е. в развивающих режимах. По окончании занятий в переходном периоде тренер должен давать индивидуальные задания хоккеистам на каникулы.
|