Перспективное планирование — одно из важнейших и необходимых условий, обеспечивающих рост достижений и мастерства в процессе многолетней подготовки юных хоккеистов. Перспективный план подготовки разрабатывается с учетом возрастных особенностей хоккеистов, специфических требований хоккея, тенденций его развития и задач многолетней подготовки. Здесь нужно учитывать, что направленность на достижение наивысших результатов является довольно отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки, обеспечивающей высокий уровень спортивного мастерства в перспективе: разносторонняя подготовка, направленная на постоянное расширение общего фонда двигательных умений, навыков, освоение и совершенствование широкого арсенала технических приемов, общее развитие функциональных возможностей всех систем организма. Темпы роста достижений и результативность подготовки в годичных циклах во многом зависят от того, правильно ли была намечена перспектива совершенствования спортсменов на ряд лет вперед, рационально ли спланированы задачи, средства и методы тренировки, тренировочная и соревновательная нагрузка, восстановительные мероприятия, комплексный контроль за подготовленностью. Составление перспективного плана не сводится к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. В них должна быть отражена тенденция возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности хоккеиста. В связи с этим предусматривается последовательное изменение задач тренировки, величины тренировочных и соревновательных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план составляется на основе методических положений и действующих программ для ДЮСШ. Подготовленность хоккеиста повышается прогрессивно лишь в том случае, если нагрузка на всех этапах полностью соответствует функциональным возможностям организма и на протяжении ряда лет постепенно возрастает. Эту тенденцию учитывают тренеры при разработке или коррекции перспективных планов подготовки.
Каждый период следующего годичного цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. Таким образом обеспечивается преемственность нагрузок из года в год ц их плавное нарастание на протяжении ряда лет. Периоды временного снижения и повышения нагрузок определяются в текущих и годичных планах (в зависимости от конкрет ных задач подготовки и состояния спортсмена). Важное значение имеет строгое соблюдение постепенности в повышении тренировочных нагрузок. Это способствует улучшению функциональных возможностей организма юных хоккеистов и совершенствованию его приспособляемости к выполнению упражнений различной продолжительности и интенсивности. Перспективные планы составляются отдельно для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Все основные стороны тренировочного процесса подлежат учету. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм спортивной подготовки, выявить наиболее эффективный путь к повышению спортивного мастерства; позволяет следить за состоянием различных сторон подготовленности юных хоккеистов, динамикой их спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т. п. Анализируя данные учета, тренер может не только контролировать, но и активно управлять учебным процессом, совершенствовать его.
|